Месяц назад (20 июня 2018 года) мы опубликовали статью «Отмена понижающих коэффициентов к НР и СП? Письмо Минюста РФ от 27.04.2018 г №01/57049-ЮЛ». На данный момент появилась некоторая новая информация.
Хронология событий
Для начала рассмотрим историю «проблемы», с чего все началось и чем всё «закончилось».
Итак, началось всё в 2010 году, когда Минстрой (в то время он именовался Минрегионом) выпустил письмо №41099-КК/08 «О порядке применения нормативов накладных расходов и сметной прибыли и строительстве с 01.01.2011г.», в котором ввел коэффициенты 0.85 к накладным расходам (НР), 0,8 к сметной прибыли (СП), а также отменил коэффициент 0,94, введенный письмом Росстроя №ЮТ-260/06 от 31.01.2005 года.
Затем последовали письма:
- №3757-КК/08 от 21.02.2011 года - Изменения и дополнения к письму от 06.12.2010 №41099-КК/08;
- №6056-ИП/08 от 17.03.2011 года - Уточненные согласно письму Минрегиона России от 21.02.2011 №3757-KK\08 нормативы накладных расходов и сметной прибыли;
- №15127-ИП/08 от 09.06.2011 года - Измененные нормативы накладных расходов и сметной прибыли;
- №20246-АП/08 от 28.07.2011 - Об округлении нормативов накладных расходов и сметной прибыли в текущем уровне цен при последовательном применении нескольких понижающих коэффициентов;
- №22317-ВТ/08 от 24.08.2012 – О неприменении 0,85 и 0,8 к некоторым видам работ.
Наконец, Минстрой выпустил письмо №29630-ВК/08 от 26.11.2012 года, в котором отозвал все вышеперечисленные письма, сославшись на письмо Министерства юстиции РФ №01/75002-ЮЛ от 13.09.2012 года. Стоит отметить, что Минюст в своем письме указывал на нарушение Минрегионом РФ правил подготовки нормативно-правовых актов:
«Нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается.»
Уже на следующий день вышло новое письмо №2536-ИП/12/ГС от 27.11.2012 года, в котором снова вводились коэффициенты 0,85 к НР, 0,8 к СП и замена 0,7 на 0,94 при упрощенной схеме налогообложения. То есть, по сути, все отмененные письма объединили в одно, добавив приписку «Одновременно сообщается, что позиция Госстроя, приведенная в настоящем письме, имеет информационно-разъяснительный характер.»
Прошло 5 лет
За прошедшие 5 лет никаких изменений по коэффициентам к НР и СП не происходило и тут, вдруг, на различных сметных ресурсах появилась информация о письме Министерства юстиции РФ от 27.04.2018 г. №01/57049-ЮЛ «О письме Госстроя от 27.11.2012 №2536-ИП/12/ГС», в котором оно сообщает, что вышеупомянутые коэффициенты, не подлежат применению, и призывает Минстрой РФ признать не подлежащим к применению письмо №2536-ИП/12/ГС, снова ссылаясь на «недопустимость издания нормативных актов в виде писем».
Минстрой на это никакой публичной реакции не проявил, однако, из индексов на 2й квартал, указанных в Письмо Минстроя РФ №24818-ХМ/09 от 07.06.2018 г., убрал информацию о том, что индексы разработаны с учетом письма Госстроя от 27 ноября 2012 г. №2536-ИП/12/ГС, как это было на протяжении последних пяти лет.
Затем, в федеральном реестре нормативов от 11.07.2018 года письмо №2536 признано не подлежащим применению
А еще через некоторое время на сметных ресурсах появилось Письмо Минстроя РФ №31009-ОГ/09 от 13.07.2018 г., в котором Минстрой сообщает о:
- Применении сметных нормативов, включенных в федеральный реестр (а письмо №2536 на этот момент уже «исключено» из реестра);
- Определении нормативов НР и СП по действующим МДС 81-33.2004 и 81-25.2001.
То есть коэффициенты 0,85 к НР, 0,8 к СП и 0,94 к НР при упрощенном налогообложении признаны недействительными.
Дополнительно в письме сообщается, что письма Минстроя и его структурных подразделений не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.
Как теперь составлять сметы
Однозначно можно сказать следующее: при использовании федеральных нормативных баз и прогнозных индексов Минстроя на СМР - понижающие коэффициенты не применяются. В остальных случаях использование коэффициентов должно быть согласовано с заказчиком и прописано в договоре. Также порядок расчета НР и СП необходимо уточнять для каждой региональной базы. Так, например, в "Порядке ценообразования и сметного нормирования в строительстве Московской области" (ПЦСН-2014 МО) Указано:
При составлении смет в текущем уровне цен нормативы накладных расходов и сметной прибыли учитываются с применением понижающих коэффициентов по письму Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 27.11.2012 No 2536-ИП/12/ГС
Т.е. при работе с базой ТСНБ-2001 МО Редакции 2014 года понижающие коэффициенты применяются также, как и последние пять лет - с 0.85, 0.8 и 0.94
Обновлено! 22 августа 2018 внесены изменения в ПЦСН-2014. Коэффициенты отменены. Скачать свежие ПЦСН-2014 МО с изменениями от 08.2018
Пользователям сметных программ необходимо учесть этот факт и отключить применение этих коэффициентов в настройках программ. Пользователи Сметы.ру могут сделать настройки бесплатно, воспользовавшись информацией из статьи «Функция №39 - Типовые расчеты (справочники расчётных формул)», в которой мы рассказываем и об отключении коэффициентов НР/СП в том числе.
Как следует из письма №31009-ОГ/09, Минстрой уже разрабатывает новые Методики по определению величины накладных расходов и сметной прибыли в строительстве, так что на сегодняшний день история с НР и СП не заканчивается.