Ресурсный метод составления смет используется уже несколько десятков лет. Несмотря на это многие сметчики с ним никогда не сталкивались, т.к. обычно используется базисно-индексный метод, который довольно прост в использовании, хотя и обладает множеством нюансов.
Сегодня ресурсный метод расчета стал одной из главных тем разговоров среди сметчиков, т.к. именно он станет действовать на территории Российской Федерации с 2018 года в качестве основного способа оценки стоимости работ (подробнее можно почитать в наших статьях):
- «Реформы ценообразования в строительстве. Обзор важных изменений на 2017 год »;
- «ФГИС ЦС - федеральная государственная информационная система ценообразования в строительстве»;
- «Разъяснение о потенциальном развитии системы ценообразования РФ».
О том, как составлять сметы ресурсным методом, я и постараюсь сегодня рассказать. Как обычно, помощником будет выступать программа Smeta.RU десятой версии.
Отличия ресурсного метода от базисно-индексного
Основным отличием методов является источник стоимостных показателей ресурсов. При базисно-индексном методе используются расценки с нормами расхода и ценами, зафиксированными на определенный год (обычно 2000-й). Затем, с помощью индексов пересчета цены переводятся в текущий уровень цен.
При ресурсном же методе, используются нормы без цен. Стоимость всех ресурсов заносится сметчиком после составления сметы. Основная сложность заключается даже не в занесении цен, а в их получении, ведь ресурсный метод подразумевает использование текущих цен не только по материалам, но и по всем машинам, механизмам и трудовым ресурсам, входящих в состав расценок. Если материальные ресурсы можно найти в прайсах поставщиков и каталогах текущих цен, то с машинами и трудовыми ресурсами все гораздо сложнее…
Составление сметы ресурсным методом
1)Настройка программы Smeta.RU
Настройка Сметы.ру на ресурсный метод – это самое простое, из того, что нам предстоит. Достаточно выбрать в параметрах готовую типовую настройку ГЭСН-2001 (обычно именно по ГЭСНам составляют смету ресурсным способом). Убедитесь, что «Режим расчета» установлен в «Ресурсный» и «Учитывать в стоимости все ресурсы». Ну и поисковые маршруты, естественно, должны быть ГЭСНовские.
2) Формирование набора работ
На этом этапе нет ничего особенного. Добавляем расценки, проставляем объемы, вносим поправки. Я, для примера, взял 3 расценки: устройство перегородки из гипсокартона, оштукатуривание из сухих растворных смесей и оклейка обоями.
Замена ресурсов
Замена ресурсов при ресурсном методе состоит из двух этапов:
Добавление и замена материалов. На этом этапе нужно уточнить материальные ресурсы, неучтенные в расценке и заменить учтенные (если необходимо). Для этого вызываем контекстное меню и выбираем пункт «Замена ресурсов»
В открывшемся окне будут указаны все ресурсы, содержащиеся в смете. Сами ресурсы разделены по группам: трудовые ресурсы, машины и механизмы, материальные ресурсы подрядчика, материальные ресурсы заказчика, оборудование подрядчика, оборудование заказчика.
Раскрываем группу «Материальные ресурсы подрядчика», становимся на материал, который необходимо заменить, открываем контекстное меню и выбираем пункт «Выбор ресурса по классификатору».
В открывшемся окошке классификатора выбираем подходящий материал и нажимаем кнопку «Заменить». Материал заменится. Повторяем эти действия на остальных ресурсах.
Занесение цен. Теперь, когда у нас есть полный список необходимых ресурсов, необходимо задать для них цены. Это можно сделать двумя способами: указать поправочный коэффициент к стоимости ресурса, или ввести значение стоимости.
После того, как все материалы уточнены и для них заданы цены, можно сформировать «Ведомость потребности в ресурсах»
Вот так она будет выглядеть:
Печать сметы, форма экспорта в Эксель
После того, как смета составлена, можно выводить ее на печать. Экспортируйте смету в Эксель, или воспользуйтесь вкладкой «Предпросмотр». Обратите внимание, для смет, составленных ресурсным методом, предусмотрена специальная выходная форма: «Смета для ресурсного метода (14 граф)», поэтому выбирать нужно именно эту форму.
После формирования документа получится примерно такой результат:
Пример составления коммерческой сметы ресурсным способом
А теперь рассмотрим пример составления ресурсной сметы для «частного строительства», когда не просто не предполагается прохождение экспертизы, но и требования к нормативной базе не предъявляются. Такие сметы часто предоставляют мастера и небольшие строительные организации, работающие с частными заказчиками и коммерческими фирмами.
Для составления коммерческих смет я рекомендую пользоваться базисным методом расчета, т.к. он проще. Для его активации зайдите в параметры объекта на вкладку "Способ расчета" и включите "Базисно-индексный" режим.
Итак, добавляем в смету пустую расценку. Заполняем наименование работы (в моем случае это устройство пола из ламината), указываем единицу измерения и количество. В панели цен (в колонке «базовая») указываем стоимость ОЗП (заработная плата) и, если необходимо, ЭММ (стоимость эксплуатации машин и механизмов) и ЗПМ (зарплата рабочих, обслуживающих машины/механизмы).
Теперь добавляем подчиненные строки. Это наши материалы, которые используются в расценке (в моем случае это подложка и ламинат). Заполняем наименование, единицу измерения и количество материала на единицу работы. Переходим в панель цен и указываем стоимость единицы материала в ячейку «Отпускная».
Повторяем действия для всех планируемых работ и материалов. Готово!
Смету можно распечатать. А кроме того, теперь можно сформировать и акты выполненных работ, и другие исполнительные документы.
Набранную смету можно использовать как шаблон (создавая копию объекта и внося правки). А если смет нужно много и работы примерно одинаковые, то можно создать свои сборники расценок и использовать их как обычную нормативную базу. Не забудьте придумать обоснования для расценок и материалов, а также создать поисковые маршруты по вашей базе.
На сегодня у меня всё. В следующий раз я расскажу про автоматическое начисление понижающих коэффициентов к НР и СП.